Фарфоровый завод имени Миклашевского: история и развитие

22 июня 2025

Официальной датой основания завода по производству фарфоровой продукции считается 1839 год. Изначально Андрей Михайлович Миклашевский задумал строительство усадьбы в селе Волокитино Глуховского уезда Черниговской губернии. Позднее рядом с усадьбой был возведён фарфоровый завод, где началось производство изделий из высококачественного фарфора. В дальнейшем Миклашевский также инициировал строительство Покровской церкви, особенностью которой стал уникальный фарфоровый иконостас, изготовленный на заводе.

Причинами, побудившими Миклашевского реализовать столь масштабный проект, стали два ключевых фактора. Во-первых, в окрестностях Волокитино находились богатые залежи белой глины — каолина, который считался одним из лучших материалов для производства фарфора высокого качества. Во-вторых, у помещика имелась возможность использовать труд крепостных крестьян, что позволяло организовать производство с минимальными издержками на рабочую силу. Крестьяне работали на заводе вместо выполнения барщины, то есть обязательных бесплатных полевых работ, что обеспечивало высокую доходность предприятия.

Строительство завода продолжалось три года. В этот период Андрей Михайлович женился на 18-летней Дарье Олсуфьевой, дочери камергера. Для организации и развития производства Миклашевский пригласил специалистов из Франции — братьев Франца и Августа Дарт. Франц впоследствии стал директором завода, а также занимался художественным оформлением изделий, тогда как Август отвечал за техническую часть, в частности за изготовление специальных печей для обжига фарфора.

Первая партия продукции была выпущена уже в 1839 году, и сразу же получила признание: изделия Волокитинской мануфактуры были удостоены Большой серебряной медали на Промышленной выставке в Санкт-Петербурге. Таким образом, продукция Миклашевского впервые появилась на территории Черниговской губернии Российской империи и сразу завоевала высокую оценку специалистов и публики.

Производство на заводе отличалось тем, что все изделия изготавливались вручную. Рабочими были преимущественно крепостные крестьяне, прошедшие обучение в специально созданной школе при заводе. Благодаря этому за сравнительно короткое время они стали квалифицированными мастерами, что позволило выпускать уникальную и высококачественную продукцию. Крестьяне не получали заработную плату, однако освобождались от других видов барщины, что было выгодно как для них, так и для владельца завода.

Волокитинская мануфактура придерживалась классических тем и форм, однако мастера часто экспериментировали с объемными деталями, яркими красками и оригинальными узорами. Особенно выделялись фарфоровые вазы с необычными ручками и живописным декором, а также тарелки самых разнообразных форм, включая изделия с кружевными краями. Мастера искусно смешивали цвета, добиваясь неповторимых оттенков и эффектов, что делало продукцию завода по-настоящему уникальной. Особое место в ассортименте занимали фарфоровые статуэтки, выполненные в восточном стиле. Эти изделия отличались смелыми цветовыми решениями и высоким качеством исполнения, что привлекало внимание коллекционеров и экспертов.

С момента основания в 1839 году продукция завода быстро завоевала популярность и активно выставлялась на ярмарках в различных городах. Разнообразие ассортимента и ценовой политики способствовало быстрому сбыту изделий. Однако после отмены крепостного права в 1861 году рабочие начали покидать предприятие, что привело к резкому снижению доходов и, в конечном итоге, к закрытию завода в 1862 году. Несмотря на это, изделия Волокитинской мануфактуры остались уникальным явлением в истории отечественного фарфора и высоко ценятся коллекционерами по сей день.

После смерти Андрея Михайловича Миклашевского его усадьба была разграблена, а позже уничтожена и Покровская церковь с фарфоровым иконостасом. Тем не менее, изделия завода Миклашевского до сих пор считаются образцом высокого мастерства и служат источником вдохновения для современных производителей фарфора.