Фарфоровые статуэтки животных: познавательное разнообразие

14 ноября 2024

За весь период существования человечества люди постоянно взаимодействовали с миром вокруг. Огромное количество мастеров вдохновлялось природной красотой животных. Все они разные и неповторимые, есть с чего брать пример и над чем работать. У жанра даже есть отдельное название — анималистика.

Животных лепили и рисовали с древних времен, в том числе их черты можно найти в старинной наскальной живописи. К примеру, охота на свиней и быков изображена в виде 4,5 м рисунка на острове Сулавеси в Индонезии. Данной «картине» свыше 40 000 лет. Изделия в форме зверей или с различными деталями из их образов создавались из кости, камня, глины и других материалов.

Нередко изображения были оформлены с упором на традиции и культуру. Также часто встречаются фигурки, по которым легко понять, какими качествами наделяли животных. Сохранилось изобилие изображений, соединяющих части тела и мордочки животных с людскими лицами, в том числе относящихся к эпохе Древнего Египта. Иногда такие работы отражают связь человечества и природы или силу богов.

Средневековое творчество также связывает людей и животных, но чаще их выбор делали с учетом символического значения. К примеру, собака была признаком верности, лошадь — свободы и так далее. Отголоски такой связи дошли и до наших дней. Животные появлялись не только на картинах, но и в виде скульптуры, подбирались разные образы, учитывались повадки. Некоторые изделия создавались упрощенными, менее соответствующими натуре, но также красивыми и интересными.

Анималистика: отдельное направление в скульптуре

Жанр анималистика в скульптуре очень востребован. Красота написанных полотен не оставляла равнодушных, а некоторые мастера решались на создание объемных работ. Поскольку здесь изображения трехмерные, удается более полноценно передавать черты животных. В скульптуре есть возможность реализовать любые фантазии, примерно до 19 века животные только дополняли человека, были объектом восхищения или добычей.

В 19 веке Антуан-Луи Бари в корне изменил ситуацию, благодаря ему животные сами стали объектом искусства. Именно благодаря работе данного скульптора были созданы сцены схваток крокодилов с тиграми, собак с оленями и многие другие сценки. Чтобы получить соответствующие оригиналу пропорции и формы, мастер много времени изучал анатомию. Современное искусство скульптуры также часто посвящено животным. Отличный пример — памятник, посвященный Хатико. Верность пса в ожидании хозяина нашла отклик в сердцах миллионов людей.

Многие авторы советского периода создавали статуэтки из фарфора, посвящая их диким животным. Передавался не только общий вид, старались обеспечить тонкость черт, показать характер животных, их грацию и даже повадки. В тот период также нередко ориентировались на символизм:

  • волки отражали целеустремленность и стойкость;
  • дикие представители кошачьих — отсутствие страха, ловкость и силу;
  • олени были символом плодовитости и домашнего очага.

Скульптуры во все времена отражали особенности эпохи, даже если такой цели их создатели не ставили. Даже по посуде можно легко понять, когда ее изготовили. В военные годы все было простым и лаконичным, а при наличии достатка появлялась витиеватость и роскошь. Многое понятно по цвету и форме, для получения идеального фарфора долго подбирали и проверяли технологии, а многие изготовители имели собственные секреты. Анималистичный фарфор — это память и история стран, которые его выпускали, отражение их идеалов и идей.

Фарфор, ставший легендой

На память от ранее работавших владельцев первых фабрик, художников, скульпторов, вложивших свой талант и силы, мы можем насладиться совершенством красивых и разнообразных фарфоровых статуэток в виде животных. Многие из них выставлены на обозрение в лучших музеях по всему миру, другие находятся в домашних коллекциях, обрастая историями и легендами.

Примеров масса, внимания заслуживает продукция от Ленинградского фарфорового завода (ЛФЗ), работы которого стоят в Эрмитаже и прочих музеях. Предприятие было основано императрицей Елизаветой, а его продукция привлекает ценителей коллекционирования. Анималистика была одним из базовых направлений разных заводов, создавали реалистичные фигуры и персонажей из сказок, басен, с максимальным вниманием к деталям и упрощенные — коллекции очень разнообразные.

Большинство фигур милые, забавные, трогательные, красивые, они передают красоту птиц и животных. Выпускались олени, слоны, лебеди, котята, волки, телята и другие. Многие считают, что у старинного фарфора своя энергетика, а каждое изделие достойного качества, своеобразно и неповторимо.

Многообразие зарубежных фигур животных из фарфора

Отличает анималистику то, что животные являются центром внимания, а не просто дополняют людей. Отличным примером красивой и качественной продукции являются предложения от немецких и датских фабрик, в том числе Bing & Grondahl Factory, Копенгагенской королевской фарфоровой мануфактуры, Императорской венской, Goldscheidersche Porzellan-Manufactur. В большей мере они создавали птиц и животных в естественном виде, передавая фактуру, прорисовывали блеск в глазах, красоту оперения, шерсти.

Датская продукция представлена не меньшим количеством производств, в том числе Lyngby, Мастерской Даль-Йенсена, ROYAL COPENHAGEN и другими брендами. Поскольку фарфор долговечен, многие изделия имеют высокую ценность и привлекательность с коллекционной точки зрения.

Жанр анималистики подарил миру огромное количество невероятных произведений искусства, звери и птицы разных окрасов и размеров поражают воображение. Постоянная работа над техниками и технологиями позволяет добиваться разного уровня достоверности, безукоризненности деталей. Разглядывать такие фигурки — настоящее удовольствие, доступное всем желающим. Каждый мастер и производитель старался добиться оригинальности, точности и обеспечить востребованность предложений, реализовал свои задумки, поэтому не стоит удивляться полученному многообразию анималистичных фарфоровых фигурок.