Дулевский фарфоровый завод

10 марта 2025

Дулевский фарфор возник благодаря одному из купцов, активно работавшему с Гжелью, Терентию Яковлевичу Кузнецову (сыну основателя знаменитой династии Кузнецовых). Решив создать обособленное производство на пустоши Ликино-Дулево Московской области в 1832 году, всего за 20 лет смог вывести его на ведущие позиции в Российской Империи.

Начало и расцвет предприятия

Какой бы прекрасной не казалась продукция в определенном стиле, все «приедается», и люди хотят чего-то нового. Так произошло и с Гжелью. К 30-м годам XIX века спрос на такую продукцию упал, необходимо было что-то менять. На помощь пришли новые технологии в сочетании с народными традициями. От своего предшественника этот фарфор взял изумительную белизну, самобытность и простоту образов, но здесь более яркая палитра, которую оттеняет позолота, что сделало изделия более нарядными и даже праздничными.

Роспись была живой и трогательной. Появился фирменный рисунок «агашка» (от распространенного в те времена имени Агафья) — это простейший ручной способ росписи крупными мазками кисти, а иногда и пальцем, самый распространенный объект – красная или розово-пунцовая роза с округлыми лепестками без четкой прорисовки серединки цветка и его лепестков.

Ориентир был как на дорогой сегмент, так и на массового потребителя. Для удешевления отдельных серийных образцов изделий стали применять механический способ нанесения изображения — «деколь» (переводные картинки). Оборудование для завода заказывали во Франции. Дулевский фарфор занимал достойное и полностью уникальное место в знаменитой империи Кузнецовых. Масштабы росли и помимо народных и необученных в специальных заведениях мастериц к работе стали привлекать известных художников. Постепенно продукция стала продаваться за пределы России.

Советский период

Октябрьская революция положила конец многим крупным семейным предприятиям с вековой историей. Дулевский фарфоровый завод был национализирован. Наряду с нейтральными «цветочными» изображениями, стали выпускать полностью новую сюжетную линию — «агитационный фарфор». При этом масштабы производства только увеличились. Огромную заслугу в сохранении исконных традиций завода приписывают Петру Васильевичу Леонову. В 1932 году он даже получил место главного художника. А в 1937 году завод получает «гран-при» на Всемирной выставке в Париже.

В годы Великой Отечественной войны мастера достаточно быстро переориентировались в очередной раз и предприятие стало изготавливать медицинские изделия для нужд фронта и госпиталей. По окончании военных действий опять вернулись к декоративно-прикладному искусству. К началу 50-х годов уже смогли восстановить довоенные объемы.

Постепенно ассортимент расширили, свыше ста наименований поступает на прилавки советских магазинов:

  • сервизы для чая и кофе;
  • вазы;
  • фигурки малой пластики, прочая посуда и предметы для интерьера.

Наряду с массовым производством начинают производить авторский фарфор. В 1958 году одна из таких работ скульптура «Сокол» получает «гран-при» на Всемирной выставке в Брюсселе. После такого триумфа именно этот образ становится официальным символом завода. В 1976 году достижения завода отметили Орденом Ленина.

После распада СССР

В 1991 году завод переходит в собственность трудового коллектива. Два следующих десятилетия стабильно снабжает население России красивой и качественной продукцией. Но высокохудожественные изделия, как и на множестве других фарфоровых производствах, не смогли соревноваться с дешевым Китаем. Дулевскому фарфору повезло, на грани банкротства его выкупили российские предприниматели, которые провели серьезную модернизацию оборудования, превратив его в современную промышленную компанию с непрерывным производственным циклом. Сейчас на заводе трудится более 700 человек, обеспечивая российского и зарубежного потребителя качественным фарфором.