Вдохновение из прошлого: паричковая кукла как искусство
Все мы родом из детства. И у нас у всех были любимые игрушки, с которыми мы засыпали и...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Telegram 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Telegram по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Все мы родом из детства. И у нас у всех были любимые игрушки, с которыми мы засыпали и...
Под понятие «механической игрушки» попадает достаточно много разнообразных устройств, приводимых...
В истории человечества керамика всегда имела немалое значение, еще с эпохи неолита она...
Дулевский фарфор возник благодаря одному из купцов, активно работавшему с Гжелью, Терентию Яковлевичу Кузнецову (сыну основателя знаменитой династии Кузнецовых). Решив создать обособленное производство на пустоши Ликино-Дулево Московской области в 1832 году, всего за 20 лет смог вывести его на ведущие позиции в Российской Империи.
Начало и расцвет предприятия
Какой бы прекрасной не казалась продукция в определенном стиле, все «приедается», и люди хотят чего-то нового. Так произошло и с Гжелью. К 30-м годам XIX века спрос на такую продукцию упал, необходимо было что-то менять. На помощь пришли новые технологии в сочетании с народными традициями. От своего предшественника этот фарфор взял изумительную белизну, самобытность и простоту образов, но здесь более яркая палитра, которую оттеняет позолота, что сделало изделия более нарядными и даже праздничными.
Роспись была живой и трогательной. Появился фирменный рисунок «агашка» (от распространенного в те времена имени Агафья) — это простейший ручной способ росписи крупными мазками кисти, а иногда и пальцем, самый распространенный объект – красная или розово-пунцовая роза с округлыми лепестками без четкой прорисовки серединки цветка и его лепестков.
Ориентир был как на дорогой сегмент, так и на массового потребителя. Для удешевления отдельных серийных образцов изделий стали применять механический способ нанесения изображения — «деколь» (переводные картинки). Оборудование для завода заказывали во Франции. Дулевский фарфор занимал достойное и полностью уникальное место в знаменитой империи Кузнецовых. Масштабы росли и помимо народных и необученных в специальных заведениях мастериц к работе стали привлекать известных художников. Постепенно продукция стала продаваться за пределы России.
Советский период
Октябрьская революция положила конец многим крупным семейным предприятиям с вековой историей. Дулевский фарфоровый завод был национализирован. Наряду с нейтральными «цветочными» изображениями, стали выпускать полностью новую сюжетную линию — «агитационный фарфор». При этом масштабы производства только увеличились. Огромную заслугу в сохранении исконных традиций завода приписывают Петру Васильевичу Леонову. В 1932 году он даже получил место главного художника. А в 1937 году завод получает «гран-при» на Всемирной выставке в Париже.
В годы Великой Отечественной войны мастера достаточно быстро переориентировались в очередной раз и предприятие стало изготавливать медицинские изделия для нужд фронта и госпиталей. По окончании военных действий опять вернулись к декоративно-прикладному искусству. К началу 50-х годов уже смогли восстановить довоенные объемы.
Постепенно ассортимент расширили, свыше ста наименований поступает на прилавки советских магазинов:
Наряду с массовым производством начинают производить авторский фарфор. В 1958 году одна из таких работ скульптура «Сокол» получает «гран-при» на Всемирной выставке в Брюсселе. После такого триумфа именно этот образ становится официальным символом завода. В 1976 году достижения завода отметили Орденом Ленина.
После распада СССР
В 1991 году завод переходит в собственность трудового коллектива. Два следующих десятилетия стабильно снабжает население России красивой и качественной продукцией. Но высокохудожественные изделия, как и на множестве других фарфоровых производствах, не смогли соревноваться с дешевым Китаем. Дулевскому фарфору повезло, на грани банкротства его выкупили российские предприниматели, которые провели серьезную модернизацию оборудования, превратив его в современную промышленную компанию с непрерывным производственным циклом. Сейчас на заводе трудится более 700 человек, обеспечивая российского и зарубежного потребителя качественным фарфором.