Древние вазы для цветов: история, виды и особенности

6 июня 2025

Вазы появились много тысячелетий назад. Изначально схожее назначение и форму имели сосуды для вина, также в них нередко хранили запасы пищи. Со временем появились декоративные изделия, в том числе из камня, золота, серебра и прочих ценных металлов. В наши дни вазы практически всегда используются для размещения цветов, растений или сухоцветов, декора. Но антикварные изделия нельзя назвать цветочными сосудами. Старинные предметы уникальны, они относятся к категории произведений искусства. Для старинных ваз характерна четкость пропорций, гармония оттеночных решений. Самыми ценными считаются вазы из фарфора, металла и стекла.

История появления древних ваз

Распространено мнение, что вазы начали создавать и активно использовать в эпоху Возрождения, ведь именно в тот период стали гораздо больше времени уделять декору, оформлению предметов искусства, тщательно обдумывали малейшие составляющие интерьера. В тот период каждое блюдо и вазочка создавались с помощью ручного труда. Привлекали одаренных мастеров, добавляли роспись, рисунки с разными сюжетами.

Направление рококо было особенно актуальным в 18 веке, такие вазы нередко были просто огромными. Стиль выделялся потребностью в значительном количестве украшений, деталей, а также вычурностью. Очень часто декоративные вазы получались необычными по форме и при этом очень красивыми. Продукция конца 19 и начала 20 века отличается от той, что была создана в 18 веке. Сосуды в стиле модерн легко определить по мягкости очертаний и конфигураций, округлости. Мастера почти всегда брали в качестве материала стекло либо фарфор.

В 20 веке появилось гораздо больше направлений, стилей, поэтому количество вариантов оформления огромное. Например, мастера создавали сосуды под влиянием кубизма, поэтому в 20-м веке появились вазы с цилиндрической и кубической конфигурацией. Они также могут считаться старинными. А совсем нестандартные решения принадлежат ценителям абстракционизма. Они интересные, но о гармонии остается только мечтать.

Со временем дизайн ваз менялся, пока не стал современным. В наши дни не так сложно найти вазу на любой вкус, но нередко выбор падает на старинные изделия. Они способны стать настоящим украшением, ценной реликвией, ярким штрихом в интерьере или быть частью коллекции.

Античные вазы в красных и черных оттенках

В античный период в процессе обжига проявлялись огненные оттенки, от красного и до коричневого. Истоки вазописи были заложены еще во II тысячелетии до н. э. Рисунки были очень разные:

  • фигуры животных;
  • геометрические фигуры;
  • изображения птиц и так далее.

В древние времена для украшения брали не краски, а состав на основе глины, по мере необходимости во взвесь подмешивали пурпур и уголь. Когда смесь была готова, ее распределяли по подсохшей вазе. При обжиге проявлялись яркие оттенки. Техника совершенствовалась, к VI веку до н. э. сформировался чернофигурный стиль, он дошел до наших дней и все еще узнаваем. Специалисты в направлении распределяли по терракотовой основе фигуры, силуэты, что позволяло воспроизводить композиции. В этот период украшения стали детализированными.

По мнению археологов, зародился стиль на территории Коринфа, местность считалась центром по производству керамики. Также здесь бойко шла торговля. Чернофигурная и краснофигурная роспись улучшалась, лучшими считали мастеров из Афин. Для достижения результата умельцы работали послойно, пользовались разными методиками обжига. Получали знания за счет опыта и обучаясь у других. Секреты было принято передавать потомкам.

Материал для покрытия древних ваз именуют глазурью либо лаком. Но по факту это мелко измельченная глина в жидком виде или ангоб. Во время температурной обработки активировались оксиды, ведь в составе было железо. Основная часть, не обработанная покрытием, становилась оранжевой, красной или терракотовой. Область, украшенная «лаком» становилась глянцевой и черной. Также благодаря обжигу декор и основа спекались. Были и другие решения по декору — пурпурные или белые краски. Методика их нанесения была такой же.

В качестве сюжетов для чернофигурного стиля выбирали события, сценки, в том числе связанные с ритуалами, мифами, спортивными противостояниями, проводами воинов и так далее. Краснофигурную роспись начали выполнять примерно в 530-х годах до н. э. Техника стала сложнее, фигуры сохраняли красными, а фоновую часть заливали с помощью черного. Так удавалось рисовать фигуры поверх других, обеспечивая четкость, прорисовывая драпировку на одежде, а также выражение лица.

Вазы, которые относятся к периоду античности, простые и при этом красивые. Они создавались из доступных материалов, получали практичные, изящные формы. Хотя мастера использовали всего два цвета, они умудрялись создавать разнообразную роспись, отражать собственную философию и культуру.

Древнегреческие вазы

Вазы за древнегреческий период были очень разными, в том числе их использовали для воды и вина. Кратерами называли имеющие пару ручек и ножку глубокие сосуды. Для удобства горловину делали широкой. Диносами именовали металлические или керамические сосуды, их ставили на красивые подставки. Во время пиров также использовали мастосы, их конфигурация походит на женскую грудь. Киафы более походили на чашки, чем на вазы и использовались для вина. Необычными сосудами можно назвать псиктеры, они производились из керамики, по форме походили на гриб. На столах можно было увидеть ойнохойи, у них была одна ручка, использовали емкости для вина. Лекифы имели белый фон и цветные росписи, они были символом незамужней женщины, использовались во время свадеб и погребальных обрядов. Aлабастроны походили на восточные сосуды, они напоминали конфигурацию груши. Внутри хранили жидкости и ароматические составы. Это далеко не все виды древнейших ваз, часть из них была декоративными, остальные использовали для воды, снега, льда, вина, масел и так далее. Не удивительно, что форма, цвет, дизайн и размеры отличались.