Древнее творчество с сакральным смыслом

31 октября 2022

Старинные вещи не только практичны, но и красивы. Если речь о ткани — она всегда с вышивкой, посуда — с росписью, а дерево или камень — с орнаментом. Такая любовь к прекрасному несла не только декоративный, но и тайный смысл. Если обратить внимание на оформление домов, то часто можно увидеть резьбу по дереву. Это касается не только предметов интерьера и посуды, но и внешнего убранства. За несколько столетий создано множество стилей.

Тайная геометрия

Геометрические орнаменты в резных украшениях по дереву и камню — это самый древний декор, используемый человечеством. Он появился задолго до начала нашей эры. От мастера требовался идеальный глазомер и твердая рука. Чаще всего, орнамент можно встретить на небольших находках тех времён — оберегах. Обычно это простые узоры, символизирующие отдельные стихийные явления. Все это резчик делал с одной или несколькими целями: уберечь от бедствий, задобрить стихию, привлечь благоприятные условия и удачу. По сути, это были маленькие таблички с заклинаниями.

Достаточно распространенные примеры:

  • круг, даже не всегда с лучами, был символом солнца и нес благодать и тепло;
  • треугольник или узор из них нанесенный на фигурки домашних животных, должен был обеспечить здоровье всему поголовью;
  • ромб нёс владельцу силу и мощь;
  • стилизованная фигура женщины, местами похожая больше на дерево с поднятыми ветками-руками — Мать-земля, от плодородия которой зависела жизнь всего поселения.

Для древних людей природные явления были непонятны, и они считали их живыми. Чтобы было проще общаться, их представляли в виде стилизованных изображений животных и птиц, вплетая в орнаменты мифические образы. Геометрическая резьба создавалась исключительно по определенному счету: точное количество взмахов инструмента, точное количество заклинаний. Даже сейчас такие предметы можно найти в северных районах, где сохранились отдельные элементы языческих верований.

Корабельная резьба

Глухая резьба на домах в Нижегородской области произошла от корабельной резьбы. Небольшие плоскодонные парусные суда, которые перевозили товары по Волге, называли «расшивы». Такие суда полностью покрывали резным орнаментом, что несло скорее практичный, чем декоративный смысл. Дело в том, что императорским указом с середины XVIII века было запрещено использовать доски, тесаные топором, так как это приводило к неэкономному расходу дерева. Велено было использовать пилы под угрозой штрафа, изъятия имущества и даже бития кнутом.

Но для судостроения это было проблемой, так как удар топора как-бы «запечатывал» волокна дерева, и оно меньше пропускало воду. Но русские всегда находили творческий выход из любой ситуации. Так было и в этом случае: обработанные топором доски полностью покрывали резным узором, и никто после этого не мог доказать, что за доска под ним.

Срок службы расшива был ограничен и когда его разбирали, то команда с удовольствием забирала красивые доски для оформления собственных домов. Когда парусные суда сменились пароходами, то и вовсе весь флот пришлось продавать «по запчастям». По всем окрестным деревням начали продавать как доски с судов, так и результат работы огромных плотницких артелей, чья работа враз стала никому не нужна.

В итоге теперь все дома вначале оделись в «корабельное облачение», а с XIX века с появлением тонкой доски и в деревянные кружева. Вначале привычные к топорам мастера с трудом адаптировались, но постепенно научились весьма искусно выпиливать и высверливать самые замысловатые узоры.

Абрамцевский художественный кружок, иначе называемый мамонтовским по имени главного идейного основателя — это объединение нескольких молодых художников, музыкантов, театральных деятелей и прочих творческих личностей. Фактически создан в 1878 году и просуществовал до 1893 года на базе усадьбы мецената Саввы Мамонтова в Абрамцево. Там была создана уникальная мастерская художественной резьбы по дереву.

И если раньше искусствоведы презрительно морщились, глядя на деревенское творчество, то теперь все было по новой русской моде. Молодые художники смело совместили древние геометрические узоры и плоскорельефную резьбу с завитками, веточками и цветочками. Они сумели привнести свое видение и особенный шик. Кудринские узоры в результате стали стандартом резьбы по дереву и вошли в учебники для подготовки профессиональных резчиков.