Что продают в самом известном минском салоне антиквариата

7 января 2022

Вековые роскошные люстры, позолоченные статуэтки и кресла из ценных пород дерева, на которых, вероятнее всего, когда-то сидели особы голубых кровей, — все это настоящие музейные экспонаты. Любой желающий, если есть деньги, может украсить свой дом старинными предметами.

В помещении минского салона антиквариата «Лавка древности» каждый квадратный метр будто проникнут аристократическим, а то и царским духом. Проходить между рядов, заставленных удивительными предметами, даже немного страшно — одно неловкое движение — и за симпатичный сервиз или замысловатую статуэтку среднестатистическому белорусу придется работать несколько месяцев.

Между тем, директор магазина Елена Бегун говорит, что многие вещи удается найти на помойках. Случалось такое, что вещи разбивали, площадь помещения маленькая, посетители по неосторожности могут что-то и задеть. По словам директрисы, бывает, что бабушка возьмет в руки какую-то вещь разглядывает и случайно разбивает, с таких людей стараются не забирать последние деньги с пенсии. Вещь просто списывают или стараются восстановить. А вот человека с деньгами сотрудники лавки сразу видят, но обычно они всегда, без лишних вопросов, оплачивают убытки.

От обилия дорогих вещей здесь действительно разбегаются глаза. Где еще в Минске можно увидеть антикварный столик или фарфоровый сервиз середины восемнадцатого века, которые стоят как полугодовая, а то и больше, зарплата обычного белоруса? В то же время в салоне утверждают, что здесь цены невысокие.

«По законодательству Беларуси антиквариатом считается предмет старше ста лет. Однако настоящие профессионалы имеют другое мнение — важен не возраст, а историческая и культурная ценность. Например, предмету может быть всего двадцать лет, но на нем есть клеймо известного мастера или документы, подтверждающие, что он принадлежал известному человеку, для коллекционеров это антиквариат» — говорят сотрудники салона.

Говоря о ценах, директор утверждает, что такого понятия, как минимальный порог цен, тоже нет. Очень часто самые интересные антикварные вещи находят на помойке, а сам поиск оказывается нетрудным занятиям. Бывает и так, что вещи дарят. Однажды магазину подарили набор французских тарелок начала семнадцатого века. Выставлять правильные цены сотрудникам магазина помогает интернет, обычно ориентиром служат европейские и российские каталоги. Понятно, что, если это какой-то уникальный предмет в единственном экземпляре, процесс оценки гораздо сложнее. Магазин сотрудничает с минским Национальным художественным музеем, и эксперты помогают проводить атрибуцию. Ее суть заключается в том, чтобы понять, когда, где и из чего изготовлена ценность.

Большинство выставленного в лавке привезено из-за границы: из Чехии, Италии, Германии, Великобритании, Франции, Польши. Принести что-то из своего чердака могут и обычные минчане, но это скорее редкость. Один из самых интересных таких экземпляров — незамысловатая с виду тарелка, которую один минчанин получил в наследство.

«Это блюдо известной австрийской компании. В девятнадцатом веке Siemens пыталась заниматься изготовлением посуды. Внешне эта тарелка ничем не примечательна, ее даже не назовешь красивой, но это эксклюзив. Компания решила построить фабрику по производству посуды, но дело оказалось убыточным, ее пришлось закрыть. Siemens выпускала посуду менее двух лет, до наших дней сохранилось совсем немного экземпляров, соответственно, эта продукция очень высоко ценится у коллекционеров. По счастливой случайности тарелка попала к нам», — говорит Елена Бегун.

В салоне также проводят реставрацию, при этом направления самые разнообразные: фарфор, бронза, ювелирные украшения, камень и даже живопись. Однако эта услуга дорогая, не всегда целесообразно реставрировать вещи. Например, если стоимость предмета 100 белорусских рублей, а мастер запросит 200 за реставрацию, то смысла в этом процессе просто нет. Исключение — близкие сердцу вещи, которые являются памятью о дорогом человеке или фамильной ценностью.

«В каждый период времени люди любили антиквариат. История интересна многим людям. Я, например, очень люблю Англию, иногда попадаются невероятные вещи для сервировки стола, назначение которых даже сложно представить. Порой мне не жалко заплатить деньги за реставрацию таких милых вещей, даже себе в убыток», — говорит Елена.

В салоне действительно есть уникальная посуда. На резном столике стоит антикварный дорожный ликерный набор из Италии, который стоит 4 100 белорусских рублей, на камине — бронзовые декорации в стиле ампир за 3 500. Дорожный ликерный набор сделан в первой половине девятнадцатого века. Сохранился он не полностью, здесь присутствуют не все рюмки. Предметы посуды изготовлены из черного дерева с инкрустацией латуни и перламутра. Такими наборами пользовались люди, когда ехали в карете или были на пикнике.

Покупателей в магазине в целом немного. Большинство посетителей — те, кто приходит просто поглазеть. Однако сотрудники лавки ничего не имеют против этого. Сюда на экскурсии приводят даже минских школьников. Однако покупки делают в основном люди состоятельные, которые ценят ушедшие эпохи.

«Кто-то приобретает себе декор для дома, другие что-то в качестве подарка. Эти вещи интересны тем, у кого все есть, людям, которых очень непросто чем-то удивить. К нам заходят известные люди, артисты, и не только из Беларуси. Так как наш сайт по продаже антиквариата российский, часто приобретают и из-за рубежа. Коллекционеры же стараются купить вещь дешевле, поэтому постоянно торгуются, ведь их задача не просто отыскать что-то интересное, а сделать это по наиболее выгодной цене, если есть возможность, мы делаем скидки», — говорит директор магазина.

На вопрос, случались ли здесь кражи, Елена Бегун ответила, что такое было только один раз. Совсем недавно украли очень интересную вещь — польский замок 1901-го года ручной работы. Обычный амбарный замок, но выполненный как ювелирное изделие, с красивейшим орнаментом. Однако воры крайне редко грабят подобные магазины. Если такое случается — только под заказ, чтоб завладеть определенной вещью. Для воров это неинтересно, потому что неудобно реализовывать. Одно дело стащить смартфон из магазина, а другое — уникальную вещь, которую не так просто продать.