Медведь: хозяин тайги, один из самых интересных и притягательных зверей
Увидеть бурого медведя в дикой природе — большая редкость и это всегда сопряжено с риском. Эти...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Telegram 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Telegram по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Увидеть бурого медведя в дикой природе — большая редкость и это всегда сопряжено с риском. Эти...
Феликс Эдмундович Дзержинский оставил после себя множество воспоминаний. Он был видным...
В настоящее время курительные трубки представлены в широком ассортименте. Этот аксессуар...
Балалайка — один из самых узнаваемых символов русской музыкальной культуры. Первые достоверные письменные упоминания о балалайке относятся к концу XVII века, а именно к 1688 году, когда в документах Стрелецкого приказа была зафиксирована игра на этом инструменте во время поездки через Яузские ворота в Москве.
В начале XVIII века балалайка уже была хорошо известна среди крестьян и городских жителей, а также встречалась при дворе Петра I и в кругах российской знати. В частности, в 1714 году балалайка упоминается в «Реестре» музыкальных инструментов, составленном для шутовской свадьбы князя-папы Н. М. Зотова, подписанном самим Петром I.
Происхождение и развитие конструкции
Точная версия происхождения балалайки до сих пор вызывает споры среди исследователей. Некоторые связывают её с тюркскими народами, указывая на схожие по звучанию слова («бала» — «ребёнок»), другие считают инструмент исконно русским, а само название связывают с глаголами «балакать», «балаболить», то есть болтать или бренчать. В XVIII веке балалайка была исключительно народным инструментом, её конструкция не была стандартизирована: встречались инструменты с разным количеством струн (от двух до пяти), различной формы — круглой, треугольной, трапециевидной, четырехугольной. Струны изготавливались из жил, а корпус — из любых доступных материалов, зачастую выдалбливался из цельного куска дерева.
Балалайка в народной жизни
Балалайка была неотъемлемой частью народных праздников, ярмарок и гуляний. Скоморохи развлекали народ игрой на балалайке, пением частушек и танцами. Инструмент был популярен в солдатской среде, помогая отвлечься и скрасить досуг во время службы. Несмотря на простоту, балалайка встречалась и в среде мелкопоместного дворянства и разночинцев.
Запреты и вытеснение других инструментов
В середине XVII века царь Алексей Михайлович издал указ о запрете ряда народных инструментов (домры, гусли, гудки), которые были объявлены «бесовскими сосудами». Это вынудило скоморохов искать замену привычным инструментам, и балалайка стала одним из главных символов народного музыкального творчества.
Возрождение и признание
К концу XIX века балалайка могла бы исчезнуть, если бы не усилия Василия Васильевича Андреева — музыканта и энтузиаста, происходившего из дворянского рода. Он поставил перед собой задачу усовершенствовать инструмент и вывести его на академическую сцену. Несмотря на скепсис скрипичных мастеров, Андреев обучил мастеров, создал ансамбль и в 1888 году провёл первый публичный концерт балалаечников в Петербурге при поддержке императора Александра III. С этого времени балалайка стала восприниматься как полноценный концертный инструмент, для неё начали писать сложные произведения, в том числе в классическом жанре.
Современное значение и традиции
Сегодня балалайка остаётся символом русской культуры, её звуки легко узнаваемы во всём мире. С 2008 года неофициально отмечается День балалайки — 23 июня, который празднуют не только в России, но и за рубежом. Балалайка используется в оркестрах народных инструментов, в сольном и ансамблевом исполнении, а также как часть фольклорных коллективов.
Интересные факты
Балалайка прошла долгий путь от простого народного инструмента до символа национальной музыкальной культуры, заняв достойное место как на народных праздниках, так и на академических сценах России и мира.