Фарфоровая эпоха «Чайки»: как советский завод керамики покорил сердца и столы страны
После окончания Великой Отечественной войны промышленность долго восстанавливалась, но в 1950-х...
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
После окончания Великой Отечественной войны промышленность долго восстанавливалась, но в 1950-х...
Если задаться вопросом, какой предмет является воплощением загадок и тайн, то первое, что придет...
Ситец — это легкий хлопчатобумажный материал, украшенный печатным рисунком яркой расцветки. Хотя...
В советский период для агитации масс использовались максимально эффективные методы, одним из которых были плакаты. Основной целью этих материалов было поддержание любви к родине и формирование патриотических чувств. Печатные листы охватывали самые разные аспекты жизни: отдых, материнство, труд и многое другое. Они также часто побуждали людей выполнять трудовые нормы и получать образование.
Отражение жизни страны
Изображения на плакатах отражали особенности жизни в стране. Например, в годы Великой Отечественной войны (ВОВ) они помогали поддерживать моральный дух граждан и укреплять их веру в победу. Многие талантливые художники были привлечены к созданию этих произведений, которые впоследствии стали шедеврами той эпохи.
Военные агитационные плакаты
Создание военных агитационных плакатов началось еще во время Первой мировой войны, и тиражи этих материалов были значительными. Рисунки отправляли на фронт и размещали в населенных пунктах. Агитация способствовала росту патриотизма и достигла массовости в 1918 году, обретя просветительский характер. Плакаты побуждали людей к достижениям, учебе и работе, часто посвящая внимание героизму трудящихся.
С началом Великой Отечественной войны плакаты изменились: они способствовали формированию положительного образа родины и негативного образа врага. Чтобы победить захватчиков, необходимо было их ненавидеть. Так появились драматичные и величественные образы, дополненные запоминающимися фразами. Каждый новый выпуск отражал ход военных действий, изначально изображая немцев в карикатурном свете, чтобы представить их как беспомощных. Плакаты призывали к борьбе с врагами, защите родины и предупреждали об опасностях, постоянно напоминая о грядущей победе. Известны героические работы В. Корецкого, по одной из картинок позже выпустили марку.
Известны героические работы художника В. Корецкого; одна из его картин позже была использована для выпуска марки. Плакат «Отстоим Москву!» 1941 года стал символом сопротивления вторжению врага, а разгром под столицей определил исход битвы при Сталинграде. Успехи советских войск нашли отражение в ряде тематических работ, посвященных таким событиям, как форсирование Днепра. Рисунок «Пьем воду родного Днепра» показывал нашего солдата, испившего воду из каски, а плакат «На Запад!» 1943 года показал суть переломного момента.
Поддержка духа народа
По мере освобождения городов от фашистов печатные плакаты поддерживали дух уставших жителей. Они содержали лозунги вроде «Дойдем до Берлина!», восхваляя армию и намекая на разгром врага. Художники создавали сюжеты, которые вызывали гордость за народ и страну, подчеркивая радость от освобождения населенных пунктов. Ко Дню Победы было подготовлено множество изображений, некоторые герои которых имели реальные прототипы. Например, лейтенант Василий Голосов был увековечен на плакате «Красной армии — слава!» посмертно.
Советские плакаты других направлений
Плакаты можно было встретить практически повсюду. Например, плакат «На службе НЭПа» рекламировал облигации, хотя изменения в стране сделали его менее актуальным. В 1920-х годах многие плакаты создавались с целью порицания частных работников и стимулирования граждан записываться в кооперативы.
Власти учитывали уровень грамотности населения: во время военных действий не все граждане могли читать и писать. Некоторые плакаты имели комиксоподобный стиль, чтобы донести информацию до неграмотных граждан. Тексты читали лишь те, кто умел читать; остальные воспринимали информацию через изображения. Агитплакаты с инфографикой были особенно эффективными — например, они доступно объясняли замену продразверстки на натуральный налог.
Для создания эффективной агитации привлекались текстовики и художники различных творческих направлений — такие как Дайнека, Моор, Родченко, Бедный, Лавинский и Маяковский. Со временем многие из них направлялись на обучение в полиграфический институт Москвы или академию искусств государственного значения. В 1974 году на партийном уровне было решено создать издательство «Плакат», ответственное за оформление и создание материалов для агитации. Привлекались ведомства и организации страны, в том числе Госстрах, Госбанк, Минфин.
Плакаты как реклама и агитация в советские времена
Плакаты также использовались для продвижения сберегательных касс и безналичных платежей. С начала 1930-х годов сберкассы начали выполнять новые функции — например, предоставлять телефонную связь и возможность внесения коммунальных платежей. Как известно, в то время кредитных карт и банкоматов не существовало, а сберкассы были в каждом городе, что позволяло людям путешествовать по стране налегке.
Многочисленные плакаты были посвящены обучению: основное население было необразованным, а социализму требовались грамотные люди. Постепенно смысл таких агитаций терялся, но их продолжали создавать как некое искусство. Примеры включают лозунги «Учись и работай!» и «Я сама», призывающие молодежь выполнять школьные задания самостоятельно; «Учись отлично», «Береги книгу», «Только трудолюбивым и умелым место в ВУЗе» и так далее. Каждое послание имело смысл и вдохновляло детей и взрослых стремиться к знаниям и успеху.
Антикварный магазин «Лавка старины» предлагает изучить, приобрести агитационные плакаты времен СССР. Мы выполняем оценку, приобретаем старинные изделия и занимаемся их продажей. В наличии только самые интересные и необычные вещи. На странице вы можете изучить плакат, указывающий на важность книг.