Соробан: как японские счеты помогают усвоить ментальную арифметику

4 июня 2025

Одним из популярных в наше время направлений стало обучение ментальной арифметике. Многие родители школьников и дошкольников рассматривают японскую методику для развития своих детей. Появились курсы, позволяющие освоить этот подход, а также предлагаются онлайн-уроки и занятия в специализированных кружках.

Речь идёт о необычной системе обучения, разработанной для того, чтобы научиться выполнять вычисления быстро и с высокой точностью. Для этого требуется не только понимание самой методики, но и наличие специальных счётов, которые называются соробан. Это простое устройство способно заменить калькулятор и даже лист бумаги для вычислений в столбик.

Японская ментальная арифметика помогает сократить время, необходимое для принятия решений, и развить математические способности. Кроме того, это один из способов формирования нестандартного мышления. Занятия начинаются с освоения абака, который необходим для работы по этой методике. Хотя это устройство используется уже довольно давно, в нашей стране, где всегда использовали счеты, о нём знают далеко не все. Абак популярен в странах Азии, поскольку позволяет упростить процессы сложения, вычитания, умножения, деления и даже извлечения корней. При достаточном опыте люди могут выполнять арифметические операции, манипулируя числами в воображении.

Специальные счёты для японской ментальной арифметики — соробан

Именно соробан (в переводе с японского счётная доска, абак) служат основным инструментом для вычислений по этому методу. Устройство пришло к нам из глубокой древности и представляет собой прямоугольную рамку со спицами и нанизанными на них бусинами, которые легко перемещаются. Перекладина, расположенная перпендикулярно спицам, делит бусины на группы с разным значением. Счеты устроены следующим образом.

  • По бокам установлены перекладины, одна из которых отделяет часть бусин. В меньшей части их обычно одна или две — это верхние элементы.
  • Каждая бусина в верхней части приравнивается к пяти.
  • В нижней, большей части расположено по четыре бусины на каждой спице (существуют различные варианты).
  • Нижние бусины имеют значение от одного до четырех.
  • Ряды спиц соответствуют единицам, десяткам, сотням и так далее.
  • Количество спиц не ограничено.
  • Счет ведется слева направо.
  • Для набора единиц перемещают бусины на первой спице слева, для набора десятков — на второй, для набора сотен — на третьей и так далее.
  • Нижняя (в нижнем ряду) бусина обозначает единицу, верхняя, если она опущена, — пять.

Например, чтобы набрать число 389, нужно на первой спице поднять четыре нижние бусины и опустить верхнюю — получится 9. На второй спице также опустить верхнюю и поднять три нижние — получится 8. На третьей спице поднять три нижние бусины — получится 3. Для обучения используют не только специальные счёты, но и компьютерные программы, тетради, учебники, а также мобильные приложения.

Насколько сложно освоить этот метод и откуда он появился?

Обучение начинается с освоения абака, а затем переходят к вычислениям в уме, визуализируя устройство. Считается, что с опытом необходимость в счётах отпадает. Все этапы проходят постепенно:

  1. операции с использованием абака;
  2. вычисления на счетах с помощью бусин;
  3. после длительной практики — выполнение привычных движений пальцами в воздухе, опираясь на мышечную память;
  4. визуализация абака и бусин в уме.

Проще всего заниматься с преподавателем, поскольку так можно постепенно увеличивать сложность заданий. Для новичков предусмотрены простые упражнения, например, сложение трех однозначных чисел. С опытом можно выполнять действия с десятками четырехзначных чисел. Это не только удобный способ счета, но и метод, положительно влияющий на другие когнитивные (связанные с познанием, мышлением) способности.

Но кто же придумал этот полезный метод? Абак существует уже не одно тысячелетие. Известно, что подобные счёты использовались в Древнем Египте, Греции, Месопотамии и странах Азии. Со временем интерес к ним угас, но в Японии в XX веке этот метод был возрождён и доработан. Одним из пионеров японской ментальной арифметики считается профессор Хидэо Котани, который сформулировал основные принципы, применяемые и сегодня.

Популярные вопросы о ментальной арифметике: когда заниматься, польза, сколько времени требуется на освоение?

Освоить работу со специальными счётами и сам метод могут все — и дети, и взрослые любого возраста. Однако современные программы обычно ориентированы на детей 5–14 лет, поскольку в этом возрасте мозг наиболее восприимчив и пластичен. Детям и подросткам проще понять и усвоить новое. Взрослым обучение также полезно, в первую очередь для поддержания активности мозга и развития когнитивных способностей. Польза занятий значительна: развивается уверенность в себе, улучшается память, концентрация внимания, активизируется работа обоих полушарий мозга. Со временем ошибки при вычислениях встречаются реже. У детей появляется интерес к математике.

Для освоения метода требуется не менее 1–1,5 лет при занятиях не реже двух раз в неделю. Уже через несколько месяцев становятся заметны положительные изменения, однако многое зависит от настойчивости и регулярности занятий. Детей до 7 лет обучают по 25 минут за занятие, старших — до 55 минут. Методика также успешно применяется онлайн. Со временем удаётся выполнять вычисления быстро и точно, в том числе с отрицательными числами, дробями и квадратными корнями. Эффективность метода подтверждена научными исследованиями, в частности экспериментами Д. Барнера и М. Фрэнка. Благодаря этой методике люди воспринимают числа не как текст, а как бусины на устройстве, что значительно облегчает их запоминание.