А. С. Яковлев: авиаконструктор, который оставил свой след в истории

12 июня 2025

Александр Сергеевич Яковлев запомнился многими достижениями, прежде всего как создатель широко известных самолётов серии «Як». Он стал выдающимся авиационным конструктором, шестикратным лауреатом Сталинских премий, дважды удостоенным звания Героя Социалистического Труда.

Краткая история жизни Александра Яковлева

Александр Сергеевич родился 1 апреля 1906 года, ушёл из жизни 22 августа 1989 года. Мальчик вырос в семье служащего, его род происходил из крепостных крестьян. Уже в 1919–1922 годах юноша старался заработать, выполняя обязанности курьера, при этом продолжая изучать школьную программу. После 1922 года он начал создавать авиамодели, способные летать, посещая кружок при школе. Яковлева принято считать одним из зачинателей планеризма и спортивной авиации в СССР. Первым летательным аппаратом Александра стал планер АВФ-10, представленный в 1924 году. Этот планер получил признание как один из лучших в СССР после всесоюзных соревнований.

Впервые АВФ-10 поднялся в воздух 15 сентября 1924 года — эта дата до сих пор отмечается как день рождения ОКБ имени Яковлева. С того же года Александр работал сначала рабочим, а затем мотористом в летном отряде. К 1927 году он разработал и построил облегчённый самолёт АИР-1, после чего продолжил обучение. С 1927 по 1931 год Яковлев учился в Академии имени Жуковского.

С 1931 года он работал инженером на заводе Менжинского. Уже в 1932 году Яковлев создал группу лёгкой авиации. К началу 1934 года он был назначен начальником конструкторского отдела и производства в Авиапроме. В 1935–1956 годах он был одним из главных конструкторов. В 1940–1946 годах Яковлев совмещал работу с должностью заместителя наркома авиационной промышленности. С 1956 года и до 1984 года он занимал пост генерального конструктора ОКБ имени Яковлева.

Именно благодаря его работе были созданы такие известные самолёты, как Як-1, Як-3, Як-7, Як-9. Также под его руководством появились учебные самолёты УТ-1 и УТ-2. Особого внимания заслуживают бомбардировщики Як-4, Як-28 и ББ-22, которые получили множество технических преимуществ. Кроме того, велась работа над пассажирскими самолётами Як-40 и Як-42, и это далеко не полный список его разработок. С 1934 года модели ОКБ Яковлева производились серийно, всего было выпущено свыше 70 тысяч самолётов серии «Як». Вклад конструктора стал опорой советской авиации в годы Великой Отечественной войны — порядка 40 тысяч летательных аппаратов использовались в боевых действиях, при этом самолёты Яковлева составляли около двух третей от общего количества. Их применяли не только в СССР, но и за рубежом. За свои заслуги Александр Сергеевич был награждён множеством медалей и орденов. Похоронен он на Новодевичьем кладбище в Москве.

Яковлев и деятельность ОКБ

Известным Яковлев стал в 1927 году, когда Юрий Пионтковский впервые поднялся в небо на планере АИР-1, созданном по его проекту. Именно тогда зародилось ОКБ, которое впоследствии было названо его именем. Важным этапом стало получение 15 января 1934 года статуса отдельного конструкторско-производственного объединения, что закрепило ОКБ в государственной авиационной промышленности.

С момента основания и до наших дней ОКБ Яковлева создало более 200 модификаций и типов летательных аппаратов, более половины из которых выпускались серийно. С 2004 года ОКБ вошло в состав корпорации «Иркут», которая позднее была переименована в честь Яковлева. Сегодня организация продолжает заниматься проектированием, производством и обслуживанием российских авиалайнеров.

Самолёты Яковлева

Некоторые из наиболее известных самолётов, созданных Александром Сергеевичем:

  • АИР-1 — первый самолёт конструктора. Существует мнение, что его название связано с именем председателя Центрального совета Осоавиахима Алексея Ивановича Рыкова, однако позже обозначение связывали со словом «air» — «воздух» на английском. Самолёт был боевым и использовался в военных действиях с 1940 года. Считается одним из лучших истребителей Великой Отечественной войны.
  • Як-9 — базировался на конструкции Як-7, был самым массовым истребителем (более 14,5 тысячи экземпляров). Многофункциональный самолёт, применявшийся в разведке, бомбометании, перехвате и воздушных боях.
  • Як-15 — первый реактивный самолёт Яковлева, поставленный на вооружение. Первый полёт состоялся в апреле 1946 года.
  • Як-24 — транспортный вертолёт, разработанный на базе существующих конструкций. Первый полёт состоялся в 1952 году, серийное производство началось в 1955 году. На Як-24 были установлены два мировых рекорда по подъёму грузов.
  • Як-40 — первый советский пассажирский самолёт малой вместимости, предназначенный для местных авиалиний. Разработка заняла всего год, первый полёт состоялся в 1966 году. Модель эксплуатируется и по сей день.
  • Як-38 — один из первых в мире серийных самолётов с вертикальным взлётом и посадкой. Впервые поднялся в воздух в 1970 году. Для вертикального взлёта использовались два подъемных и один маршевый двигатель. Эксплуатировался вплоть до 2004 года.

Учебные самолёты Яковлева также получили широкую известность не только в СССР, но и за его пределами. Всё началось с УТ-2, затем появились массовые модели Як-18 и Як-52. Последние используются и сегодня благодаря оптимальной конструкции для обучения молодых пилотов. Современным достижением «яковлевской» школы является Як-130 — учебно-боевой самолёт, который применяется в авиационных училищах России и зарубежья.