Щекатихина-Потоцкая Александра Васильевна

Родилась на Украине в городе Александровск Екатеринославской губернии (ныне Запорожье), в патриархальной староверческой семье. Окончив местную гимназию, девушка переезжает в Петербург, где в 1908 году поступает в школу Общества поощрения художеств. Она училась у И. Я. Билибина, Н. К. Рериха, профессора Я. Ф. Ционглинского, академика архитектуры В. А. Щуко. За хорошие успехи в школе в 1910 году Щекатихину и ее подругу по школе Марию Лебедеву поощрили поездкой по городам русского Севера, а в 1913 году командировали в заграничную поездку, в ходе которой она посетила Грецию, Италию и Францию. В Париже у Щекатихиной была возможность заниматься в частной студии «Academie Ranson» и работать в мастерских Ф. Валлатона, П. Серизье и Мориса Дени.


Снегурочка_Щекатихина-Потоцкая

Свою творческую деятельность Щекатихина начала в области декоративно-театрального искусства, работая над созданием костюмов и декораций для оперных спектаклей. Этим она увлеклась еще в годы обучения в школе Общества поощрения художеств и продолжала работать в данном направлении еще несколько лет после завершения учебы в 1915 году. А в декабре 1918 года С. В. Чехонин пригласил её в филиал живописного цеха Государственного фарфорового завода на базе училища барона А. Л. Штиглица. Немного позднее Щекатихина начала работать уже на самом заводе в качестве художника. За пять лет работы она создала довольно много эскизов и композиций для росписи фарфора и даже несколько моделей для скульптуры. На первой выставке произведений ГФЗ в 1918 году были представлены более двадцати ее разнообразных работ. В последующие годы произведения художницы экспонировались на всех известных выставках в стране и за рубежом, а на Всемирной Парижской выставке 1925 года ее работы были отмечены медалью.


В 1923 году художница была отправлена в командировку в Германию с целью знакомства с Берлинской фарфоровой мануфактурой, а в конце того же года по приглашению И. Я. Билибина Щекатихина уезжает на Ближний Восток. Объехав такие страны как Абиссиния, Палестина, Египет и Сирия, она сделала многочисленные зарисовки архитектурных памятников, национальных костюмов и предметов декоративно-прикладного искусства. Свои впечатления художница воплотила не только в графических листах, но и в серии росписей на фарфоре, создав оригинальные композиции по мотивам Древнего Востока и наблюдений из современной жизни.


В 1925 году Щекатихина вместе с И. Я. Билибиным переезжает в Париж. Там она большую часть времени работает иллюстратором, модельером костюмов и театральным художником, однако находит время и для фарфора, используя для росписи изделия Севра и Лиможа. Для ЛФЗ Щекотихина выполнила несколько эскизов, за которые была награждена почетным дипломом на международной выставке в Милане в 1927 году.


Графин «Рябина» - Щекатихина-Потоцкая А.В.

В 1936 году Щекатихина возвращается в СССР и на ЛФЗ, где под руководством главного художника Н. М. Суетина выполняет несколько интересных сервизов, ваз и скульптурных произведений, не прекращая работы даже во время Великой Отечественной войны. В 1944 году она была награждена орденом «Знак Почета». В 1955 году в Ленинграде была организована ее персональная выставка. Несомненно, Щекатихина была одним из самых ярких талантов в плеяде художников, привлеченных к работе на ГФЗ С. В. Чехониным. Большое влияние на творчество художницы оказали красочные произведения украинского народного искусства, окружавшие ее в детстве, опыт, полученный ею в период работы в Талашкине, где культивировалось обращение к народным традициям русского декоративного искусства прошлого, а также навыки, приобретенные во Франции, в академии Рансона.


Важную роль в формировании таланта художницы, безусловно, сыграл Н. К. Рерих, открывший ей «возможно широкие горизонты» и прививший «взгляд на искусство как на нечто почти неограниченное». Все перечисленное ассимилировалось в творчестве Щекатихиной и ее яркой своеобразной живописной манере росписи на фарфоре, всегда легко и безошибочно угадываемой и потому не нуждающейся в подробной характеристике.


Пепельница «Голубка» - Щекатихина-Потоцкая А.В.

В своих работах она сохраняла неограниченную свободу и жизнерадостность. Надписи и лозунги, включенные ею в росписи, своевольны и разбросаны, часто перемежаются с изображениями, окружая их или создавая свой собственный орнаментально-декоративный строй. Творческое наследие Щекатихиной весьма обширно, ее работы составляют неотъемлемую и немного неординарную часть советского фарфора первых послереволюционных лет, получившего название «агитационный».


Свои работы художница подписывала как на дне, так и непосредственно на самой росписи. Варианты ее подписей достаточно разнообразны: «Александра Щекатихина», «А. Щ.», «Ал-pa Щекатихина», «Щекатихина», «Щекотихина», «А. Щекатихина», «А. Щекат», «Щекатихина Алек.», «Щек.», «Ал. Щ», «А. Щ.», «Щ .», часто с указанием даты. Работы каирского периода имеют надпись: «А. Stchekotihina Pototzky. Cairo» (или сокращенные вариации наподобие перечисленных), часто с изображением пальмы и датой, иногда без слова «Cairo». В надписях парижского периода нередко присутствует слово «Paris».


Работы в нашем магазине