Столпы аукционного мира

5 ноября 2014
Многие столетия люди восторгаются антиквариатом и предметами искусства и даже пытаются извлечь из своего уникального увлечения прибыль. Недавно, специалисты проанализировали сферу торговли антиквариатом и сделали небольшой обзор с краткой исторической справкой.



Благодаря исследованиям экспертов, стало известно, что факт первых аукционных торгов был зафиксирован в XVII веке. Столетие спустя, торговля раритетами уже осуществлялась в аукционных домах. С этим периодом связано появление двух основных столпов современного аукционного мира – Christie’s и Sotheby’s.

Дом Sotheby’s был создан на 22 года раньше своего коллеги и одновременно конкурента. Его основал Сэмюэль Бейкер, который на тот момент занимался торговлей книгами – этот товар и был изначально представлен на торгах. Впоследствии, к делу присоединился племянник Бейкера, Джон Сотби, который внес разнообразие в лоты и дал имя аукционному дому дядюшки. Сегодня Sotheby’s является известным брендом, филиалы которого представлены в 100 странах мира.

Christie’s был основан в 1766 году Джеймсом Кристи, которого именовали «сладким лжецом» за природный дар убеждения, благодаря которому он мог сделать 99,9% сделок успешными. Стоит ли удивляться, что первые же проведенные им торги были успешными? 

Два столпа аукционного мира соревнуются друг с другом на протяжение веков и стали известны миру не только грандиозными масштабами своей деятельности и ценами на проданные лоты, но и скандалами. Например, Sotheby’s продал самую дорогую картину, принадлежавшую кисти художника Эдварда Мунка («Крик») за 119,9 миллионов долларов. В то же время, Christie’s пустил с молотка работу Клода Моне («Кувшинки») за 80 млн. долларов. Скандал же разгорелся после того, как коллекционеры обнаружили один и тот же лот в каталогах обоих аукционных домах (Поль Гоген «Ваза с цветами»).

Безусловно, и Christie’s и Sotheby’s на 100% были уверены, что продают оригинальное произведение, даже представили по пакету документов на полотна, которые были в полном порядке. Дело дошло до того, что обе картины отправили в Париж на экспертизу. По итогам расследования искусствоведа Сильвии Круссар, стало понятно, что к Christie’s попало неоригинальное полотно. Однако, специалист подтвердила, что подделка отличается отменным качеством. Но вряд ли заключение Круссар порадовало или утешило владельца «Вазы с цветами».